МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Аннотация к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе по виду спорта «Настольный теннис» (учебно-тренировочный этап первого года обучения)

Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная система, которой является данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной подготовки теннисиста (далее по тексту – Программа).

Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Настольный теннис» групп начальной подготовки в возрасте от 14 до 18 лет.

Организационно-педагогические условия

Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 14 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 18 лет. Наполняемость групп – 15 человек.

Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на учебно-тренировочный этап первого года обучения – 1 год.

На учебно-тренировочном этапе первого года обучения:

Продолжительность одного занятия не должна превышать – 3-х академических часов.

Количество часов в неделю – 12.

Количество тренировок в неделю – 4.

Общее количество тренировок в год – 208.

Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы – 624.

Уровень реализации – базовый.

Форма обучения – очная.

Тип занятия - комбинированный (обязательное изучение теоретических и практических частей Программы)

Актуальность. Спортивная игра «настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и, естественно, подготовленностью тренера – преподавателя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом.

Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность – содержание программы позволяет воспитать и выявить талантливых обучающихся, профессионально ориентировать их, способствовать личностному развитию и самоопределению, подготовить резерв по виду спорта «Настольный теннис».

Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- формирование и развитие физических и творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, и физическом совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

- обучение технике и тактике настольного тенниса;

- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель Программы: Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях настольным теннисом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурно-спортивной деятельности

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

  1. Образовательные:

- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

- приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами настольного тенниса;

- научить обучающихся правильно регулировать свою физическую нагрузку;

- формировать умения организации самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

- обучить базовым техническим элементам;

- сформировать тактические навыки ведения индивидуальной и парной игры.

  1. Развивающие:

- развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую выносливость;

- развивать специальные двигательные способности, необходимые для игры в настольный теннис;

- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

- способствовать развитию социальной активности обучающихся;

- способствовать самоопределению обучающихся, спортивно-ориентировать.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

- пропагандировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактические мероприятия по снижению преступности среди подростков, наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

- воспитывать устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности;

- воспитывать волевые, нравственные и этические качества личности.

Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических знаний, обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов, регулярное участие в соревнованиях, прохождение инструкторской и судейской практики.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность и прочность. Основная задача тренера-преподавателя состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на учебно-тренировочных занятиях настольным теннисом в зависимости от возраста обучающихся, их индивидуальных особенностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной Программой являются:

- словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для достижения данной цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ;

- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;

- практические методы: метод упражнений, игровой метод и соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной Программы являются: учебно-тренировочные занятия, обучающие игры, турниры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: За время обучения по программе «Настольный теннис» у обучающихся будет сформирован интерес и потребность к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Под влиянием нагрузок, укрепляется опорно-двигательный аппарат, активный характер двигательной деятельности и дозированная нагрузка на занятиях оказывают на сердечно-сосудистую систему положительное тренирующее воздействие. Занятия способствуют положительному воздействию на центральную нервную систему. В процессе тренировочной деятельности, у обучающихся совершенствуется устойчивость, интенсивность и концентрация внимания, а также быстрота ориентирования и переключения от одних действий к другим. В связи с этим в процессе занятий, совершенствуется скорость и точность двигательных реакций