Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная система, которой является данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной подготовки теннисиста (далее по тексту – Программа).
Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Настольный теннис» групп начальной подготовки в возрасте от 14 до 18 лет.
Организационно-педагогические условия
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 14 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 18 лет. Наполняемость групп – 15 человек.
Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на учебно-тренировочный этап первого года обучения – 1 год.
На учебно-тренировочном этапе первого года обучения:
Продолжительность одного занятия не должна превышать – 3-х академических часов.
Количество часов в неделю – 12.
Количество тренировок в неделю – 4.
Общее количество тренировок в год – 208.
Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы – 624.
Уровень реализации – базовый.
Форма обучения – очная.
Тип занятия - комбинированный (обязательное изучение теоретических и практических частей Программы)
Актуальность. Спортивная игра «настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и, естественно, подготовленностью тренера – преподавателя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом.
Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность – содержание программы позволяет воспитать и выявить талантливых обучающихся, профессионально ориентировать их, способствовать личностному развитию и самоопределению, подготовить резерв по виду спорта «Настольный теннис».
Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие физических и творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- обучение технике и тактике настольного тенниса;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Цель Программы: Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях настольным теннисом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурно-спортивной деятельности
Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
- Образовательные:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами настольного тенниса;
- научить обучающихся правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- формировать умения организации самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
- обучить базовым техническим элементам;
- сформировать тактические навыки ведения индивидуальной и парной игры.
- Развивающие:
- развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую выносливость;
- развивать специальные двигательные способности, необходимые для игры в настольный теннис;
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
- способствовать развитию социальной активности обучающихся;
- способствовать самоопределению обучающихся, спортивно-ориентировать.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропагандировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактические мероприятия по снижению преступности среди подростков, наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
- воспитывать устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности;
- воспитывать волевые, нравственные и этические качества личности.
Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических знаний, обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов, регулярное участие в соревнованиях, прохождение инструкторской и судейской практики.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность и прочность. Основная задача тренера-преподавателя состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на учебно-тренировочных занятиях настольным теннисом в зависимости от возраста обучающихся, их индивидуальных особенностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной Программой являются:
- словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для достижения данной цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ;
- наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;
- практические методы: метод упражнений, игровой метод и соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной Программы являются: учебно-тренировочные занятия, обучающие игры, турниры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: За время обучения по программе «Настольный теннис» у обучающихся будет сформирован интерес и потребность к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Под влиянием нагрузок, укрепляется опорно-двигательный аппарат, активный характер двигательной деятельности и дозированная нагрузка на занятиях оказывают на сердечно-сосудистую систему положительное тренирующее воздействие. Занятия способствуют положительному воздействию на центральную нервную систему. В процессе тренировочной деятельности, у обучающихся совершенствуется устойчивость, интенсивность и концентрация внимания, а также быстрота ориентирования и переключения от одних действий к другим. В связи с этим в процессе занятий, совершенствуется скорость и точность двигательных реакций