МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Аннотация к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе физкультурно-спортивной направленности «Конный спорт» для спортивной дисциплины «конкур»

Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности «Конный спорт» для спортивной подготовки конников (далее по тексту — Программа).

Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Конный спорт» в возрасте от 10 до 14 лет.

Направленность Программы — физкультурно-спортивная.

Организационно-педагогические условия

Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы — 10 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 14 лет. Наполняемость групп — 15 человек.

Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на этап начальной подготовки — 1 год.

На этапе начальной подготовки второго года обучения:

Продолжительность одного занятия не должна превышать — 3-х академических часов.

Количество часов в неделю — 9.

Количество тренировок в неделю — 3-4.

Общее количество тренировок в год — 156-208.

Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы — 468.

Уровень реализации — базовый.

Форма обучения — очная.

Актуальность Программы заключается в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по виду спорта «Конный спорт», а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Отличительные особенности конного спорта по обеспечению развития здоровья и совершенствования личностных качеств.

Главная отличительная особенность конного спорта от других видов состоит в том, что в нем участвует животное, мощь которого превосходит силу человека. А результат соревнований в равной степени зависит от лошади и всадника — спортивной подготовки обоих, природных способностей и выносливости.

Педагогическая целесообразность. Возможность контакта с лошадью, желание и стремление овладеть навыками верховой езды повышают мотивацию обучающихся в работе над собой, что крайне важно, учитывая особенности контингента. В отличие от других программ, акцент делается на необходимости самоизучения, самоосмысления и самосовершенствования обучающихся.

Необходимым условием успешного выполнения Программы является материально-техническое обеспечение, оснащение современным оборудованием, инвентарем, наличие хороших перспективных лошадей, высококвалифицированного тренерского состава, средств восстановления лошади и всадника, медицинского и ветеринарного обеспечения.

Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

— формирование и развитие физических и творческих способностей обучающихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, и физическом совершенствовании;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

— обучение технике и тактике конного спорта;

— обучение верховой езде и конкуру;

— адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

— профессиональную ориентацию обучающихся;

— выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель Программы:

— формирование потребности в здоровом образе жизни, гармоничное развитие личности, развитие и совершенствование свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств юных спортсменов-конников.

Задачи:

  1. Образовательные:

— овладение основами конного спорта, навыками и умениями выполнять технические приемы в конкуре в соответствии с возрастом;

— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью, посредством технических действий спортсмена-конника

— формирование системы начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, конного спорта, гигиены и физиологии спортсмена.

  1. Воспитательные:

— привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям конным спортом;

— привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины;

— воспитание у обучающихся трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов, чувства товарищества, дисциплинированности;

— формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью; развитие способности адаптироваться в современном обществе;

— воспитание нравственных и волевых качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной, тренировочной и спортивной деятельности.

  1. Развивающие:

— развитие специальных физических качеств: скоростных способностей, вестибулярной устойчивости, гибкости, координационных способностей, мышечной силы, выносливости с помощью средств общей физической подготовки;

— первоначальное формирование правильных движений спортсмена-конника;

— первоначальное обучение основным приемам техники владения спортивной лошадью, основным способам их выполнения;

— развитие навыков самоконтроля за состоянием своего здоровья и физической работоспособности, состоянием спортивной лошади.

Выполнение задач Программы предусматривает:

— систематическое проведение практических и теоретических занятий;

— обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, контрольно-переводных нормативов;

— регулярное участие в соревнованиях различного уровня;

— осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;

— просмотр учебных фильмов, видеозаписей, соревнований квалифицированных спортсменов-конников;

— прохождение инструкторской и судейской практики;

— создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий;

— использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства обучающихся.

Важнейшее требование к занятиям — дифференцированный подход к обучающимся, учет их состояния здоровья, физического развития, гендерных возрастных особенностей развития, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача тренера-преподавателя в усвоении учебного материала состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по конному спорту в зависимости от возраста обучающихся, их индивидуальных способностей.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной Программой являются:

— словесные методы, которые создают у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении (объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т. д.);

— наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;

— практические методы: метод упражнений, соревновательный метод.

Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами:

— в целом;

— по частям.

В основу методики физической подготовки дополнительной общеразвивающей программы по виду спорта «Конный спорт» для спортивной дисциплины «конкур» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала обучающихся.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

— групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

— участие в соревнованиях различного уровня, тренировочных сборах;

— инструкторская и судейская практика;

— пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях;

— осуществление восстановительных, оздоровительных и профилактических мероприятий;

— медико-биологическое обследование, профилактические мероприятия;

— тестирование и контроль.

Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности обучающихся.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: по итогам реализации Программы ожидаемый результат соотносится с целью и задачами обучения, развития, воспитания, и обучающийся осваивает следующие планируемые результаты:

— личностные результаты — гражданская позиция, культура поведения, адекватные моральные и волевые качества, эффективное развитие специальных физических качеств личности, развитие самоконтроля, адаптация к жизни в обществе;

— метапредметные результаты — потребность ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья, потребность в саморазвитии, чувство ответственности и самостоятельности, способность к эффективному взаимодействию, мотивация к занятиям конным спортом;

— предметные результаты — навыки общей и частной гигиены, теоретические знания о конном спорте (конкуре), практические умения и навыки в области конного спорта (конкура), владение спортивной техникой и тактикой конного спорта (конкура), навыки саморегуляции, навыки в системе самореализации.