МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Аннотация к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе физкультурно-спортивной направленности «Велоспорт-шоссе»

Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Велоспорт-шоссе» спортивной подготовки велосипедиста (далее по тексту — Программа).

Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Велоспорт-шоссе» группы начальной подготовки в возрасте от 10 до 12 лет.

Программа регламентирует организацию и планирование тренировочного процесса с обучающимся велосипедистом на этапе начальной подготовки первого года обучения.

Направленность Программы — физкультурно-спортивная.

Организационно-педагогические условия:

Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы — 10 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 12 лет. Наполняемость групп — 15 человек.

Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на этап начальной подготовки — 1 год.

На этапе начальной подготовки первого года обучения:

Продолжительность одного занятия не должна превышать — 2-х академических часов.

Количество часов в неделю — 6.

Количество тренировок в неделю — 3.

Общее количество тренировок в год — 156.

Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы — 312.

Уровень реализации — стартовый.

Актуальность Программы

Актуальность Программы в том, что система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на привитие обучающимся потребности к двигательной активности, которая определяется заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурно-спортивном процессе.

Новизна Программы, заключается в том, что она не нацелена на подготовку профессиональных спортсменов, а развивает «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей ребенка. Теоретическая и практическая значимость программы заключается в оптимизации структуры подготовки обучающихся, реализуемой на основе учета возрастных особенностей их организма и современных тенденций развития велоспорта.

Педагогическая целесообразность

Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма — в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной Программы.

Велоспорт-шоссе относится к циклическим, скоростно-силовым видам спорта и многоборью.

Форма обучения — очная. Формы проведения занятий: аудиторные (теоретические) и внеаудиторные. Формы промежуточной аттестации: контрольно-переводные нормативы (нормативы общей физической и специальной физической подготовки), зачет по теории и методике физической культуры и спорта, результаты участия в соревнованиях.

Основные формы осуществления тренировочного процесса:

— тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей обучающихся;

— индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими обучающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;

— самостоятельная работа обучающихся;

— тренировочные сборы;

— участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

— инструкторская и судейская практика;

— медико-восстановительные мероприятия;

— промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

— формирование и развитие физических и творческих способностей обучающихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, и физическом совершенствовании;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;

— обучение технике и тактике настольного тенниса;

— адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

— профессиональную ориентацию обучающихся;

— выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель Программы: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях велосипедным спортом, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Программный материал объединен в целостную систему и предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

— формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— обучение основам техники велоспорта;

— приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;

— обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами велосипедного спорта;

— научить обучающихся правильно регулировать свою физическую нагрузку.

Развивающие:

— развитие интереса к занятиям в спортивной секции;

— развитие двигательных качеств — ловкости, координации, силовых качеств, сохранения равновесия, двигательных навыков.

Воспитательные:

— привлечение к активному образу жизни детей с самого раннего возраста;

— воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;

— формирование устойчивого интереса к занятиям спорта;

— воспитание навыков самостоятельной работы.

Методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

— словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т. д.;

— наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;

— практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: — формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта велоспорт-шоссе;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

— укрепление здоровья спортсменов;

— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта велоспорт-шоссе.

— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта велоспорт-шоссе;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья обучающихся