МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Аннотация к  дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Настольный теннис»

Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная система, которой является данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной подготовки теннисиста (далее по тексту — Программа).

Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Настольный теннис» групп начальной подготовки в возрасте от 7 до 18 лет.

Организационно-педагогические условия

Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы — 7 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 18 лет. Наполняемость групп — 15 человек.

Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на этап начальной подготовки — 1 год.

На этапе начальной подготовки второго, третьего годов обучения:

Продолжительность одного занятия не должна превышать — 3-х академических часов.

Количество часов в неделю — 9.

Количество тренировок в неделю — 3-4.

Общее количество тренировок в год — 156-208.

Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы — 468.

Уровень реализации — базовый.

Форма обучения — очная.

Тип занятия — комбинированный (обязательное изучение теоретических и практических частей Программы)

Актуальность. Спортивная игра «настольный теннис» выделяется своей популярностью в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, простотой подготовки материально-технической базы и, естественно, подготовленностью тренера — преподавателя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков в школе снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом.

Отличительные особенности. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность — содержание программы позволяет воспитать и выявить талантливых обучающихся, профессионально ориентировать их, способствовать личностному развитию и самоопределению, подготовить резерв по виду спорта «Настольный теннис».

Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:

— формирование укрепление здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни;

— удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

— создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;

— обучение технике и тактике пулевой стрельбы;

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания обучающихся с использованием казачьего регионального компонента;

— выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию обучающихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

— социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры обучающихся;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель Программы: Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях настольным теннисом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурно-спортивной деятельности

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

  1. Образовательные:

— дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта — спортивные игры (настольный теннис);

— приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;

— обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами настольного тенниса;

— научить обучающихся правильно регулировать свою физическую нагрузку;

— формировать умения организации самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

— обучить базовым техническим элементам;

— сформировать тактические навыки ведения индивидуальной и парной игры.

  1. Развивающие:

— развивать основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции, общую выносливость;

— развивать специальные двигательные способности, необходимые для игры в настольный теннис;

— развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

— развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

— формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

— способствовать развитию социальной активности обучающихся;

— способствовать самоопределению обучающихся, спортивно-ориентировать.

  1. Воспитательные:

— воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

— воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

— пропагандировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактические мероприятия по снижению преступности среди подростков, наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

— воспитывать устойчивый интерес и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в целом и к теннису в частности;

— воспитывать волевые, нравственные и этические качества личности.

Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических знаний, обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов, регулярное участие в соревнованиях, прохождение инструкторской и судейской практики.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность и прочность. Основная задача тренера-преподавателя состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на учебно-тренировочных занятиях настольным теннисом в зависимости от возраста обучающихся, их индивидуальных особенностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной Программой являются:

— словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для достижения данной цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ;

— наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;

— практические методы: метод упражнений, игровой метод и соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной Программы являются: учебно-тренировочные занятия, обучающие игры, турниры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: За время обучения по программе «Настольный теннис» у обучающихся будет сформирован интерес и потребность к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Под влиянием нагрузок, укрепляется опорно-двигательный аппарат, активный характер двигательной деятельности и дозированная нагрузка на занятиях оказывают на сердечно-сосудистую систему положительное тренирующее воздействие. Занятия способствуют положительному воздействию на центральную нервную систему. В процессе тренировочной деятельности, у обучающихся совершенствуется устойчивость, интенсивность и концентрация внимания, а также быстрота ориентирования и переключения от одних действий к другим. В связи с этим в процессе занятий, совершенствуется скорость и точность двигательных реакций