МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Значение традиций и обычаев казачества для духовно–нравственного воспитания подростков

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа № 1» 

 

 

«Значение традиций и обычаев казачества

для духовно–нравственного воспитания подростков»

г. Константиновск

2016–2017 учебный год 

Добрый день, уважаемые коллеги. Своё выступление я хотела бы начать с притчи.

Притча о времени.Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал:

— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.

— Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее.

— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее, и не станет ли сегодняшний ваш поступок послед­ней точкой в вашем прошлом.

Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

Эта притча заставляет нас задуматься о том, что именно сегодняшние наши дела и поступки определяют то, что останется после нас, определяют тот мир, в котором будут жить те, кто идёт за нами.

Одной из проблем современного общества и образования является проявление у подрастающего поколения бездуховности, безнравственности, потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что в настоящее время стремительно теряется бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие своего народа, разрушаются его основы и, прежде всего, национальное самосознание, как осознание своей национальной принадлежности.Возрождение духовной нравственности – сложный процесс. На ее формирование влияют и социальная среда, и целенаправленное воздействие общества на личность, все социальные институты, и сознательное действие личности на саму себя, совершенствование или изменение своих качеств. Эффективность решения всех этих проблем кроется в качественном воспитании, ядром которого, должны стать, по мнению ученых, национальные и общечеловеческие ценности.Обращение к казачеству как к феномену истории и культуры в аспекте методологии обосновывает социальную значимость казачьей идеи, в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Педагогику казачества можно рассматривать как этнопедагогику, обобщающую социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.  И в то же время - это казачья идея-традиция, выражающаяся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни, позволяющих решать многие проблемы духовно-нравственного воспитания в системе современного образования.

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодёжи в духе патриотизма, становление в сознании молодёжи психологической готовности к служению Отечеству.

Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Начиналось воспитание чуть ли не с младенческого возраста. Свято соблюдалась заповедь: «Чти отца своего и матерь твою. Детей учили чтению молитв перед сном, при пробуждении, до и после принятия пищи. С пяти лет они обязаны были знать молитвы «Отче наш», «Царю небесный», «Пресвятая троица» и другие.Подавляющее большинство казаков с малых лет становились глубоко верующими православными людьми. И тем не менее они с уважением относились к мусульманам, католикам, лютеранам и верующим других общепризнанных конфессий.

Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать Православную Веру и родную землю до самопожертвования. Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников. Будущих воинов учили не теряться при любых обстоятельствах, находить выход из любого положения, стойко держаться и выживать в самых трудных условиях, приходить на помощь не только товарищу, но и любому станичнику в опасную минуту, «не жалеть живота своего задруги своя».

Детям не прощались вранье, грубость, окрики на старших, строго запрещались азартные карточные игры, игры с унижением личного достоинства. Одной из особенностей казачьего воспитания являлось то, что каждый старший по возрасту казак, казачка, даже не родственники, могли не только сделать замечание младшему, но и наказать за проступок. Младшие же с уважением и почтительностью относились к старшим, а при необходимости помогали им по своим силам и возможностям.

Педагогика казачества считала, что в основе успешного воспитания должны лежать доброта и благожелательность.Анализ источников показывает, что казачество имело четко определенную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормыжизнедеятельности, позволявшие надежно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества. Основным направлением деятельности войсковых и окружных казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, было и остается патриотическое и нравственное воспитание молодежи, подготовка казачат к военной службе и защите Отечества. В этом и есть смысл казачьей идеи и казачьего духа.

Таким образом, духовно-идеальный вектор казачьего мировоззрения конкретизируется в определенном философско-педагогическомпостулате: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть». Целями такого непрерывного воспитания и самовоспитания в казачьем социуме выступали образы людей казачьей культуры, наполненные в каждом отдельном случае конкретным культурно-историческим воспитательным содержанием.

На основе системного использования культурно-исторических традиций казачества в условиях интеграции основного, дополнительного образования и институтов социализации обеспечивается процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Такой подход к системе воспитания определяет становление современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

«…Россию невозможно представить без казачества. Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности…» (из выступления Президента России В. Путина).