МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Процесс адаптации начинающих спортсменов

«Надо что бы семья была хорошей школой,

а спортивная школа ­— хорошей семьёй»

Здравствуйте, коллеги. Тема нашей консультации: «Процесс адаптации начинающих спортсменов».

Приход ребенка в учреждение дополнительного образования почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Термин «адаптация» происходит от латинского пригодный, удобный«, «приспособление». Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки и, конечно, же в спортивной психологии, так как проявления адаптации в спортивной деятельности многообразны.

Спортивные занятия носят добровольный характер, эмоциональная привлекательность, относительная доступность спорта делают его притягательной силой для детей и подростков. В учреждениях дополнительного образования детей ребенок получает возможность заниматься в малых (по сравнению с другими государственными образовательными учреждениями) группах. Это создает благоприятные возможности для его социализации, индивидуальной работы тренера—преподавателя с каждым обучающимся, а также для реализации творческого, спортивно-оздоровительного подхода. Почему же через месяц-другой ребенок уходит из секции? Причиной может стать проблема адаптации. Адаптация к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Новый вид деятельности, новые возможности, новые друзья всё это важно и значимо, но очень скоро ребёнок понимает, что он должен успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом, посещать не только многочасовые тренировки по специализации, но и занятия по физической, технической и теоретической подготовке, ранние подъёмы, строгость тренера, усталость... К тому же отношения с командой не всегда складываются так, как хочется. Происходящие изменения в первую очередь влияют на эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период обучающихся отличает беспокойство или заторможенность. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента: обучающиеся с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а с холерическим — наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может также сказаться на сне, аппетите. Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Как же всего этого избежать?

Спорт полезен нам, ведь, занимаясь спортом, человек развивает многие необходимые качества. Меняется взгляд обучающегося на самого себя и свои возможности. Теперь он что-то умеет, а значит, представляет интерес для сверстников. Спортивные занятия вызывают прилив гордости. Это способ заявить о себе миру. Спорт не бывает простым — это всегда необходимость переступать через свои желания и возможности. Сразу привыкнуть к этому просто невозможно. Для этого нужен процесс вхождения в новую деятельность, адаптация. Процесс адаптации к спорту зависит не только от физических характеристик, мотивации к занятиям, но также большую роль здесь играет предрасположенность к конкретному виду спорта и типологические особенности человека. Адаптация к спортивной деятельности происходит в трех аспектах, которые включают в себя разные навыки и процессы.

Физический аспект(требуется мобилизация ресурсов организма в преодолении стресса систематических спортивных нагрузок): гибкость, скорость, выносливость.

Социальный аспект:новый статус, гордость за свои достижения, стремление улучшить показатели.

Психологический аспект: перестройка сознания, осознание важности нового вида деятельности, изменения в характере, волевое воспитание личности.

По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям учреждениядополнительного образования составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

Спорт формирует характер. Но при неправильно проведенной воспитательной работе спорт может, наоборот, этот характер сломать. Начинать занятия с начинающими спортсменами всегда стоит с простого, ведь только так обучающийся получает адекватное представление о том, что такое спорт и хочет ли он развиваться в этой области. Занятия спортом должны быть добровольными. Адаптация проходит легче, если данный вид спорта представляет интерес. Если же нет, физическая адаптация длится долго и мучительно. Если нет психологической готовности к занятиям спортом, то они принесут лишь больший стресс. Любовь к спорту приходит с годами, а не по принуждению родителей.

Занятия спортом требуют от занимающихся любого возраста проявления воли, необходимость активизации волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно — тренировочном процессе. Если говорить о воспитании целеустремленности, то это сложный педагогический процесс при работе с юными спортсменами. Осложнен тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности — стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.

Для юных спортсменов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Участие в соревнованиях выявляет многие волевые и нравственные качества. Тренер и родители должны объяснить, что независимо от результата ребенок должен продолжать тренировки. Добиться чего-то можно только в том случае, если прикладывать к этому должные усилия. А проигрыши случаются, и обязательно случатся. На этапе начальной подготовки поражение часто на много лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. Это тоже воспитательный момент. Важно, чтобы ребята, занимающиеся спортом, уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Тренеру — преподавателю не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства.

Подведем итоги: чтобы уберечь нежную психику начинающего спортсмена от нервных срывов и помочь ему быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым условиям, важно учитывать следующее:

Рекомендации и приемы психологического сопровождения в период адаптации в зависимости от типа нервной системы.

  1. В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт. При обучении времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.
  2. В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.
  3. Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения. В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения.
  4. Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения. В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Общаться желательно только по его инициативе. В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе.
  5. Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения. В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.