МБУ ДО ДЮСШ №1 8 (86393) 2-14-66

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

Бесконфликтное общение в семье, как фактор духовно-нравственного здоровья детей

Цель: обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.

Оформление:

Пословицы о семье:

«Не нужен клад, когда в семье лад»

«Согласную семью и горе не берёт»

«Семья вся совместно — душа на месте»;

Жетоны:

красные 10 штук, зеленые 10 штук, желтые 5 штук;

Прямоугольники — «кирпичики», «черепица» на крышу, «фундаментные блоки» — прямоугольники, «солнечные лучики» — стрелочки, «лепестки цветка», «облака»

При входе гости получают на выбор жетоны красного и зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета.

Ход собрания:

Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада нашей сегодняшней встрече с вами в стенах нашей спортивной школы.

Сегодня, я попрошу кого—то из вас стать детьми, кого-то — специалистами, а кто—то продолжит играть роль родителей. Думаю, это будет не сложно сделать, так как в жизни все мы являемся родителями, детьми мы все когда-то были, недаром говориться: «Все мы родом из детства» и специалистами, которыми вы, воспитывая своих детей и являетесь. На входе вы получили жетоны разных цветов, это позволило распределить вас на группы. Группа с красными жетонами—это группа детей, группа с зелеными жетонами —это группа родителей, группа с желтыми жетонами — группа специалистов.

На нашем родительском собрании мы будем говорить о самом дорогом, что есть у каждого из нас, чего не купишь ни за какие деньги. Конечно же, это здоровье, наше здоровье, здоровье наших детей.

Как вы понимаете термин «здоровье»? (Выслушиваются мнения от каждой группы)

В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение: «Здоровье — это „состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов“». Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного здоровья. «Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:

  • физическое здоровье
  • психологическое здоровье
  • социальное здоровье
  • моральное здоровье
  • духовное здоровья

Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А важнейшим фактором укрепления социального, а также духовно—нравственного здоровья является СЕМЬЯ. И тема нашего родительского собрания: «Семья как фактор укрепления духовно- нравственного и социального здоровья детей»

Пожалуйста, представители каждой группы выразите свое мнение, что такое семья (Выслушиваются мнения от каждой группы).

Да, семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни. Что семья может отдать ребенку? В чем её психологическая сила? Дом и предки играют решающую роль становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему дому особым светом освещает подлинно счастливое детство

А дом, заставленный хорошим, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И окно с живым цветом — еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста —

Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.

Что может быть важнее комфортного дома, где тебя проймут, посочувствуют, поддержат? Как же выстроить такой дом? С чего начать? Давайте попытаемся построить такой дом. А для этого мы будем работать тем же составом, только наши 3 команды на время будут называться «строительные бригады». И задание для каждой бригады будет своё- отдельное.

 

— Задание для первой бригады («дети»): из «кирпичиков», предложенных вам, выбрать как можно больше слов, которые вы связываете с понятием «Дом».

Дом — это моя крепость

Дом — это самое лучшее место на свете

Дом — это моя защита

Дом — это место, где мне всегда хорошо

Дом — это место, где меня не всегда понимают

Дом — это место, где меня не всегда воспитывают

Участники команды «дети» выбирают наиболее подходящие для них варианты ответов и располагают кирпичики в основной части дома

— Задание для 2-ой бригады («родители»): выбрать несколько понятий, которые составляют «фундамент». То же «кирпичики», но вертикальные с надписями: взаимопонимание, любовь, забота, деньги, красота

Выбранные понятия располагаются внизу дома.

 

— Задание для 3-ей бригады («специалисты»): Из предложенного набора «черепицы» для крыши выбрать наиболее благоприятные формы родительской любви:

  • Безусловное принятие ребенка, без соблюдения которой все попытки наладить отношения с ребенком окажутся безуспешными. Родители принимают ребенка таким, какой он есть.
  • Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь.
  • Расширение границ дозволенного, предоставление ему большей самостоятельности. Общение родителей с подростком должно строиться на равных позициях.
  • Воспитание ответственности ребенка за последствия своих поступков.
  • Деспотическая любовь. Подавление ребенка родительской властью.
  • Любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей.

Наиболее благоприятные формы находят свое место на крыше получившегося дома.

 

Пришло время послушать бригадиров каждой группы. Вот мы и построили с вами настоящий уютный дом, в котором в котором вместе с вашей семьёй живут любовь, понимание, доброта, нежность, доверие.

Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом. Как ваш ребенок чувствует себя в семье мы узнаем, выполнив следующее задание. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача —ответить на вопросы как можно правдивее, используя три варианта ответа:

• практически всегда;

• иногда;

• никогда.

Работают «родители» и «дети». «Специалисты» в это время на «облачках» находят наиболее типичные ошибки семейного воспитания и выбранные ими варианты—облака помещаются над домом.

Варианты, предложенные специалистам:

1.Обещание больше любить.

2.Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».

3.Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».

4.Слишком много строгостей. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».

5.Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».

6.Навязанная роль.

7. «Больше денег — лучше воспитание».

8.Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».

9.Наше настроение. «Можно или нет? Всё зависит от настроения».

10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

 

Анкета «Моя семья» (для детей)

  1. Меня почти во всем поддерживают. ________________
  2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры.
  3. Мне бывает трудно дома.
  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
  5. Меня во многом ограничивают.
  6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
  7. Мне всегда дают карманные деньги.
  8. У нас дома бывают мои друзья.
  9. Мне хочется больше самостоятельности.
  10. Родители заняты только собой.

 

Анкета «Моя семья» (для родителей)

1. Я почти во всем поддерживаю своего ребенка.

2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры

3. Моему ребенку бывает трудно дома.

4. Я предъявляю слишком высокие требования к учебе своего ребенка.

5. Я во многом ограничиваю своего ребёнка.

6. Дома всегда считаемся с тем, чтобы ему хотелось бы иметь.

7. Всегда даю ребенку карманные деньги.

8. У нас дома бывают друзья ребенка.

9. Моему ребенку хочется больше самостоятельности.

10.Я занят только собой.

После выполнения проводится перекрестный опрос, тем самым сравниваются ответы детей и родителей.

Если разногласий много, то необходимо обратить внимание на ошибки семейного воспитания, которые на «облачках» указали эксперты 3-ей группы.

Если разногласий мало, то необходимо обратить внимание на то, что родители почти не допускают ошибок семейного воспитания, которые на «облачках» указали эксперты 3-ей группы.

 

Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас я вновь попрошу вас поработать в группах.

 

Задание группе «родителей»:

Подумайте, обсудите в группе и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?»

Варианты ответов: добротой, улыбкой, положительным примером со своей стороны, нежностью, лаской, указываю на положительный пример его сверстников.

Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске прикреплено общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? (представители групп прикрепляют магнитами свои лучи)

Задание для «детей»: записать самые счастливые моменты вашей жизни, и такие моменты дети фиксировали на лепестках цветка(зачитываются и прикрепляются лепестки).

 

Посмотрите, под солнцем распустился прекрасный цветок. Солнце щедро дарит свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, просто так, безусловно.

Здоровье «социальное» не может существовать в отрыве от физического. Предлагаю вам выполнить несложные физические упражнения. Внимательно смотрите на меня и повторяйте упражнения.

 

Физминутка.

 

Сегодня мы с вами посвятили наше собрание самому дорогому, что есть у нас в жизни, нашим детям, их бедам и их радостям.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. Мы часто жалуемся на то, что у нас много работы, мы очень заняты, и некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время? Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей — с малых лет чувствовать себя в семье лишним, одинокими, незащищёнными. А выразить свою любовь к ребёнку можно, используя не только слова, но и...:

Контакт глаз.

Контакт глаз — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, лучше, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба. Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

— Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

— Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие «тактильного голода». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют или трясут тяжелой отцовской рукой за холку. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все сдержаннее в проявлении своих эмоций. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относится к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития — двенадцать».

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

В любой семье рано или поздно возникают ситуации, связанные с употреблением детьми ПАВ. Чтобы избежать, родителям с детства необходимо обсуждать с детьми вред, наносимый организму данными веществами.

«Мама, отпусти меня гулять», — говорит ребенок. «Я обязательно свяжусь с «нехорошими людьми, попаду в „плохую“ компанию, где меня познакомят с игрой на деньги, научат курить, дадут попробовать наркотики и алкоголь», мысленно добавляют родители. На самом деле причина, которая может привести ребенка на путь наркомании, алкоголизма и увлечения азартными играми, находится не на улице. И вовсе не на экранах телевизора, не в газетах с журналами. Все гораздо проще и ближе. Все происходит перед вами и с вашим непосредственным участием — в семье. И только вы сами и ваши близкие можете создать такие условия для ребенка, что ему незачем будет прибегать к помощи посторонних средств, чтобы обрести душевный комфорт. Только семья может удовлетворить четыре простые, но крайне важные психологические потребности ребенка: потребность в безопасности, потребность чувствовать себя нужным, потребность быть любимым и любить самому.

Существуют так называемые «семейные ловушки», попав в которые вы можете спровоцировать своих близких к употреблению наркотиков, алкоголя и пристрастию к азартным играм:

Ловушка 1. Никогда не сидеть за одним столом всей семьей.

Ловушка 2. Никогда не организовывать семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением.

Ловушка 3. Обращаться к детям, а не говорить с ними, никогда не слушать.

Ловушка 4. Никогда не давать ребенку ошибаться, все решать за него.

Ловушка 5. Дарить подарки только на праздники и за что-то.

Ловушка 6. Говорить: «Если я узнаю, что ты употребляешь, я убью тебя» или «Если напьешься, не знаю, что я с тобой сделаю...»

Ловушка 7. Делать за него, а не вместе с ним.

Ловушка 8. В воспитании ребенка руководствоваться принципом: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».

Ловушка 9. Применять насилие.

Обратите внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком, как реагируете на него, каким тоном с ним разговариваете. Если, осознанно или нет, вы навязываете ему негативные правила общения, постарайтесь поменять политику. 
Перед вами список самых распространенных негативных установок, которые родители дают детям. Это лишь часть из огромного множества правил и сообщений, которые могут привести детей к деструктивному поведению: «не выражай свои чувства», «не реви!», «мне неинтересно, что ты думаешь!», «Ах ты...!», «делай так, как я говорю!», «будь хорошим, приятным...», «избегай конфликтов», «Не задавай вопросов!», «Не противоречь мне!», «Не спрашивай почему, просто делай так, как я говорю!»

Чтобы проблемы зависимости ребенка от игры, наркотиков и алкоголя, не коснулись вас и ваших близких, нужно быть во всеоружии, ведь беда всегда приходит неожиданно. Чтобы обезопасить семью, необходимо обсуждать с детьми эти страшные болезни и те последствия, к которым они приводят.

Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:1. сложите лист пополам; оторвите правый верхний уголок; 3. опять сложите лист пополам; 4. снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод — они все разные. И дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества, какое же единое решение о методах и способах воспитания своих разных детей мы можем выбрать с вами.

Мне хочется рассказать вам одну притчу: «Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».

Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Помните: Без любви все — ничто!

В заключении нашей встречи, хотелось бы пожелать мира, удачи, благополучия и здоровья вашим семьям и вручить памятки, которые напомнят вам 10 основных заповедей родительства.

ПАМЯТКА 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь — если можешь — и не делаешь.
  8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.