Для осуществления грамотного тренировочного процесса необходима специальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Велоспорт-шоссе» спортивной подготовки велосипедиста (далее по тексту — Программа).
Программа разработана с учетом материально-технического обеспечения, климатических условий, состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей, а также психофизиологических возрастных особенностей. В рамках данной Программы осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися отделения «Велоспорт-шоссе» группы начальной подготовки в возрасте от 10 до 12 лет.
Программа регламентирует организацию и планирование тренировочного процесса с обучающимся велосипедистом на этапе начальной подготовки первого года обучения.
Направленность Программы — физкультурно-спортивная.
Организационно-педагогические условия:
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы — 10 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 12 лет. Наполняемость групп — 15 человек.
Срок освоения Программы для лиц, зачисленных на этап начальной подготовки — 1 год.
На этапе начальной подготовки первого года обучения:
Продолжительность одного занятия не должна превышать — 2-х академических часов.
Количество часов в неделю — 6.
Количество тренировок в неделю — 3.
Общее количество тренировок в год — 156.
Общее количество учебных часов в год, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы — 312.
Уровень реализации — стартовый.
Актуальность Программы
Актуальность Программы в том, что система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на привитие обучающимся потребности к двигательной активности, которая определяется заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурно-спортивном процессе.
Новизна Программы, заключается в том, что она не нацелена на подготовку профессиональных спортсменов, а развивает «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей ребенка. Теоретическая и практическая значимость программы заключается в оптимизации структуры подготовки обучающихся, реализуемой на основе учета возрастных особенностей их организма и современных тенденций развития велоспорта.
Педагогическая целесообразность
Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма — в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной Программы.
Велоспорт-шоссе относится к циклическим, скоростно-силовым видам спорта и многоборью.
Форма обучения — очная. Формы проведения занятий: аудиторные (теоретические) и внеаудиторные. Формы промежуточной аттестации: контрольно-переводные нормативы (нормативы общей физической и специальной физической подготовки), зачет по теории и методике физической культуры и спорта, результаты участия в соревнованиях.
Основные формы осуществления тренировочного процесса:
— тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей обучающихся;
— индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими обучающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
— самостоятельная работа обучающихся;
— тренировочные сборы;
— участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
— инструкторская и судейская практика;
— медико-восстановительные мероприятия;
— промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Образовательная деятельность по данной Программе направлена на:
— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
— формирование и развитие физических и творческих способностей обучающихся;
— удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, и физическом совершенствовании;
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
— обучение технике и тактике настольного тенниса;
— адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
— профессиональную ориентацию обучающихся;
— выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Цель Программы: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях велосипедным спортом, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом, выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности в данном виде физкультурно-спортивной деятельности.
Программный материал объединен в целостную систему и предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
— формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
— обучение основам техники велоспорта;
— приобретение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни;
— обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств с учетом индивидуальных особенностей развития средствами велосипедного спорта;
— научить обучающихся правильно регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
— развитие интереса к занятиям в спортивной секции;
— развитие двигательных качеств — ловкости, координации, силовых качеств, сохранения равновесия, двигательных навыков.
Воспитательные:
— привлечение к активному образу жизни детей с самого раннего возраста;
— воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;
— формирование устойчивого интереса к занятиям спорта;
— воспитание навыков самостоятельной работы.
Методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
— словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т. д.;
— наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях;
— практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов: — формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
— освоение основ техники по виду спорта велоспорт-шоссе;
— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
— укрепление здоровья спортсменов;
— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта велоспорт-шоссе.
— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта велоспорт-шоссе;
— формирование спортивной мотивации;
— укрепление здоровья обучающихся